Функциональная грамотность — основа жизненной и профессиональной успешности выпускников!
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ — это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения.
ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию. Иными словами, функциональная грамотность показывает, как человек может использовать полученные в школе знания в реальной жизни, сможет ли он найти оптимальные способы решения проблемных ситуаций.
Задача формирования у детей функциональной грамотности вызвала изменения требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся на экзаменах. Конечно же, сами задания не поменялись, но изменилась формулировка вопросов, они стали нестандартными, жизненными.
С этой целью различные электронные порталы формируют и предлагают банки заданий для оценки функциональной грамотности для всех желающих (учителей, родителей, обучающихся), решив которые можно определить, насколько у человека сформировано умение использовать имеющийся запас знаний.
Вы можете бесплатно воспользоваться предлагаемыми заданиями на портале Российской электронной школы (РЭШ): https://fg.resh.edu.ru.
А также на сайте Института стратегии развития образования Российской академии образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ по 6 направлениям для обучающихся основной школы (5-9 классы):
- читательская грамотность,
- математическая грамотность,
- естественнонаучная грамотность,
- финансовая грамотность,
- глобальные компетенции,
- креативное мышление.
Примеры заданий по функциональной грамотности:
Читательская: Как вы понимаете значение рекламной фразы: тестирование нового увлажняющего крема «Мягкий» показало, что он увлажняет на 70% эффективнее? (в этой фразе не сказано – эффективнее чего, следовательно, нельзя сделать вывод о том, что этот крем самый лучший по показателю увлажнения кожи).
Математическая: обычная задача: В коробке 3 ряда по 7 конфет в каждом. Сколько всего конфет в коробке?
Изменяется на задачу по применению математических знаний: У меня завтра день рождения. Будет 15 человек. Хватит ли одной коробки конфет, если в ней 3 ряда по 7 конфет в каждом? Подтвердите свой ответ вычислениями.
Креативное мышление: придумайте варианты совместного полезного использования приведенных предметов (цветы, стол, шахта, кирпич). Дайте определение карандашу.
Глобальные компетенции (это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов и ценностей, применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к иной культурной среде, и при участии в решении глобальных проблем, не имеющих национальных границ и оказывающих влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений):
Задание 1: В первый день совместного проживания Василиса, Сюин и Амели выяснили, что они любят разную температуру воздуха в комнате. Сюин всё время было холодно, и она просила закрыть окно. Амели было жарко и душно, и она предлагала держать окно открытым. Девочкам предстояло жить вместе три недели. Василиса предложила обсудить, как им поступать, чтобы их совместное проживание было удобным, и температура в комнате устраивала всех, несмотря на разные привычки. Они придумали несколько вариантов.
Запишите одно предложение по решению проблемы и обоснуйте, почему это могло устроить каждую девочку.
Задание 2:
Если ребёнок выработает способность усваивать новую информацию и умение обмениваться информацией с другими, в течение всей его жизни перед ним будут открываться многообразные экономические и социальные возможности. Сделайте своих детей успешными!
При этом не идет речи об обязательном введении отдельных уроков. Предполагается, что в образовательный процесс будут органично встраиваться формирование и оценка различных видов функциональной грамотности.
Документы
Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования).
Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г:
Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).